foto 30 10 2018 13 26 4Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижнекамск, 5 декабря 2008 г./Г.Я.Дарчинова. - Казань : Познание, 2009.- 489с.

     Первый шаг к формированию культуры толерантности – изучение истории народа, родного края, языка, обычаев предков. Это возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером, дает ему нравственную опору. Знание истории цементирует связь поколений, является мощным инструментом гражданского и патриотического воспитания. Сохранение этнокультурной самобытности через образование - это сохранение нравственного ядра, традиций, духовности, родного языка, национальной этики и эстетики – всего того, что составляет менталитет нации. Этническая идентификация в современном динамичном мире с большой социальной и географической мобильностью населения различных стран и регионов не только укореняет молодое поколение в этнокультурной традиции старших поколений, но и служит нравственным ориентиром, «компасом» в многокультурной среде, а также инструментом формирования толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде.
     В Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей ХХI века. Поэтому неслучайно одной из пяти ключевых компетенций, принятых Советом Европы, «которыми должны быть оснащены молодые европейцы», является компетенция, связанная с жизнью в многокультурном обществе. Предполагается, что образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими, как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. Воспитание человеческих отношений, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в ХХI веке.
     В докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования XXI века было отмечено, что человек, получая образование, должен почувствовать свои корни и тем самым определить свое место в мире и что с другой стороны, образование способствует привитию ему уважения к другим культурам. Ведь каждый народ создавал свою особую материальную культуру, строил дома, добывал и создавал пищу, одежду, орудия труда - в соответствии с условиями своей жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения. И каждый народ сформировал свою систему образования, воспитания и передачи национальных ценностей, традиций и ритуалов, выражающих взгляды и верования.
     Для выявления межкультурной компетентности формирования толерантности среди молодежи можно провести анкетирование.

Анкета

   1. Назовите народы, проживающие на территории Тихорецкого района.
   2. Как вы относитесь к людям другой национальности, проживающим рядом с Вами?
   3. В чем заключается ваше общение с ними?
   4. Что привлекает Вас в других народах?
   5. Что бы вы хотели перенять или переняли у этих народов?
   6. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми, которые имеют иные, отличные от Ваших верования, обычаи, намерения?

Анкета

   1. Знакомо ли вам понятие толерантности? Что вы вкладываете в это понятие? 
   2. Есть ли в нашем городе межнациональные конфликты? 
   3. Задумывались ли Вы над тем, кто из Вас какой национальности? 
   4. Как Вы относитесь к людям другой национальности?
   5. Есть ли у Вас знакомые иностранцы? 
   6. Ощущаете ли Вы нетерпимость по отношению к другому? 
   7. Вокруг больше плохих людей или хороших? 
   8. Испытываете ли Вы нетерпимое отношение к себе со стороны окружающих? 
   9. Ощущаете ли Вы единство с людьми других национальностей? 
   10. Готовы ли принимать традиции других народов? 
   11. Назовите положительные черты любых национальностей, в том числе русских. 
   Выскажите свои предложения государственным и общественным структурам о работе по воспитанию толерантности у молодeжи. 
  Мы все жители планеты Земля. Наша планета – это дом для каждого из нас. Все мы разные, каждый человек – это личность, индивидуальность. И это прекрасно. У каждого народа есть свои праздники, традиции, свой менталитет. И мы не можем, мы не в праве говорить, что кто-то хуже нас. Благодаря этому разнообразию наша планета прекрасна. Земля уже довольно повидала войн. Каждая новая война может привести к ужасным последствиям, к ошибкам, исправить которые будет уже невозможно. Поэтому люди должны жить мирно, научиться взаимопониманию и взаимоуважению.
  Научиться признавать, отличные от своих собственных, идеи и мнения, уважать мысли и действия других. Быть готовым к терпимости и снисходительности; быть великодушным; иметь такие качества как мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.