Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».
И. Гёте.
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. В соответствии с Указом президента Российской Федерации В.Путина, 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Такой год нужен России, нужен всей земле, ведь экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него просто некуда. Не может быть выбора: сохранить или разрушить свой дом, очищать или загрязнять его. От нас зависит, хватит ли пищи, воды, воздуха нашим потомкам, и будет ли наш мир прекрасен в будущем, тоже зависит от нас.
Экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а рядом с собой – на улице, во дворе. Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, мы сможем задумываться о проблемах глобальных. Мы должны точно знать, что надо сделать сегодня, чтобы продолжать жить завтра.
Надеемся, что данное методическое пособие поможет в организации мероприятий, направленных на развитие экологического сознания, формирование красоты, порядка и гармонии окружающего мира.
Список сценарных материалов
1.Каратушина, А. Приключения Пятнышка: рассказ в пяти историях / А.Каратушина // Сценарий и репертуар. – 2011. - №15. – С.76-82. – (Открой, природа, нам свои таланты).
2.Архипова, С. Тропинка Робинзона: экологическая игра для среднего школьного возраста / С.Архипова // Сценарий и репертуар. – 2011. - №15. – С.73-75.
3.Захарова, А. Эти разные цвета: необычная викторина для двух команд младш. и сред. школьного возраста / А.Захарова // Сценарий и репертуар. – 2011. - №15. – С.53-72. – (Открой, природа, нам свои таланты).
4.Вода – это жизнь!: сценарий социально-культурной тематической акции // Сценарий и репертуар. – 2011. - №15. – С.32-51. – (Открой, природа, нам своим таланты).
5.Шнайдер, Р. Защищай! Береги! Умножай!: экоспектакль / Р.Шнайдер // Сценарий и репертуар. – 2011. - №15. – С.22-31. – (Открой, природа, нам свои таланты).
6.Захарова, А. Приглашаем в край чудес – ждем в гости русский лес!: спортивно-познавательная игра для сред. школьного возраста / А.Захарова // Сценарий и репертуар. – 2011. - №15. – С.4-21. – (Открой, природа, нам свои таланты).
7.Полковая, Н.В. Обитатели подводного царства: викторина к уроку биологии для уч-ся 5-6-х классов / Н.В.Полковая // Читаем, учимся, играем. – 2011. - №5. – С.109-110. – (Экологическое воспитание).
8.Барсук, А.И. Заповеди природы: мероприятия по географии и биологии для уч-ся 5-7-х классов / А.И.Барсук // Читаем, учимся, играем. – 2011. - №5. – С.103-108. – (Экологическое воспитание).
9. Владимирова, Л.А. Порхающие цветы: мероприятия о бабочках, с элементами викторины для учащихся 5-х классов / Л.А.Владимирова // Читаем, учимся, играем. – 2011. - №5. – С.98-102. - (Экологическое воспитание).
10. Клемина, Л.М. Чернобыль – наша боль: мероприятие, посвященное 25-й годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, для уч-ся 5-11-х классов / Л.М.Клемина // Читаем, учимся, играем. – 2011. - №1. – С.105-108. –(Экологическое воспитание).
11. Лекомцев, Д.Г. Земля – наш общий дом: викторина к уроку географии или классному часу на тему экологии для уч-ся 9-10-х классов / Д.Г.Лекомцев // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С.108-112. – (Экологическое воспитание, 22 апреля – Международный день Земли).
12. Барабанова, Г.В. Страницы родной природы: сценарии Дня экологии элементами викторины для уч-ся 5-8-х классов / Г.В.Барабанова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №11. – С.68-71. – (Экологическое воспитание).
13. Данилина, А.К. Спасите родничок: экологическая сказка по мотивам сказки Л.Московенко«Родниковая вода» для уч-ся 5-6-х классов / А.К.Данилина // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №7. – С.98-99. – (Экологическое воспитание).
14. Евдокимова, И.А. В пучине волн: экологический урок для уч-ся 7-8-х классов / И.А. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2009 - №6. – С.97-104. – (Экологическое воспитание).
15. Горбунова, Л.П. Любовь моя, Байкал!: экологический вечер для уч-ся 7-10 классов / Л.П.Горбунова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №3. – С.103-107. – (Экологическое воспитание).
16. Худякова, Н.К. Чистый родник в твоем доме: экологический вечер для уч-ся 5-8-х классов / Н.К.Худякова// Читаем, учимся, играем. – 2008. - №12. – С.96-98. –(Экологическое воспитание).
17. Парамонова, В.Н. Кладовые природы: сценарий мероприятия по экологии для уч-ся 3-6 классов / В.Н.Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №12. – С.91-95. - (Экологическое воспитание).
18. Захарова, А. Приглашаем по грибы…: познавательно-развлекательный конкурс / А.Захарова // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.79-94.
19. Шлямнева, Е. Вкусные сказочки для маленького театра: игровые программы для младш. шк. возраста / Е.Шлямнева // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.70-78.
20. Сенцова, М. В гости к динозаврам: отрывок из программы для детей и подростков «Жили-были, не тужили / М.Сенцова // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.61-69.
21. Бондаренкова, Е. Сказочный мир царя Берендея: сценарий познавательного лесного путешествия для уч-ся начальный классов / Е.Бондаренкова // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.46-60.
22. Лежнева, С. День леса: познавательно-развлекательная программа для хорошей компании / С.Лежнева // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.39-45.
23. Каратушина, А. Путешествие на волшебную поляну: сценарий праздника для детей младш. шк. возраста/ А.Каратушина // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.32-38.
24. Неволина, Г. Победили мы злой огонь, или как звери лес спасали: экологическая сказка / Г.Неволина // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.14-31.
25. Корнеева, И. В «Птичьей слободке»: сценарий игровой театрально-познавательной программы для дошк. и младш. школьников из серии «Природа и мы» / И.Корнеева // Сценарий и репертуар. – 2008. - №11. – С.5-13.
26. Волкова, А.Б. Белоснежные ромашки: экологический праздник для уч-ся 5-6-х классов / А.Б.Волкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №4. – С.100-102.
27. Савинкова, Л.А. «Они цветут, сердца отогревая…»: вечер, посвященный цветам, для уч-ся 5-6 классов / Л.А.Савинкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №4. – С.95-99.
28. Горячева, Е.А. Не только в гости ждет тебя природа!: КВН по экологии для уч-ся 6-8 классов / Е.А.Горячева // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №3. – С.91-94. – (Экологическое воспитание).
29. Дементьева, Т.В. Загадки мудрого филина: познавательная игра по типу игры «Кто хочет стать миллионером?» / Т.В.Дементьева // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №3. – С.95-98. – (Экологическое воспитание).
30. Кудряшева, Л.А. Вестники радости и весны: материалы для проведения экологического праздника, посвященного птицам / Л.А.Кудряшева// Читаем, учимся, играем. – 2008. - №1. - С.89-96. – (Экологическое воспитание).
31. Назарова, А. «Как Кузька с Нафаней болото спасали» / А.Назарова // Библиотека. – 2007. – №12. – (Сценарий для водно-болотных угодий).
32. Гуринова, М.М. Я иду по лесу…: конкурсно-игровая программа, посвященная уч-ся 7-9-х классов / М.М.Гуринова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №10. – С.95-105. – (Экологическое воспитание).
33. Каркачева, Н.А. Сохраним родную природу!: материал, посвященный редким видам животных, для уч-ся 6-7-х классов / Н.А.Каркачева // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №10. – С.90-94. – (Экологическое воспитание).
34. Вираховская, Т.И. А ты знаешь, кто имеет 28 тысяч глаз?: экологический брейн-ринг среди уч-ся 7-9-х классов/ Т.И.Вираховская // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №4. – С.97-99. – (Экологическое воспитание).
35. Бударина, В.А. Крылатый почтальон и пернатый чемпион: викторина, посвященная птицам/ В.А.Бударина // Читаем, учимся, играем.–2007.–№2.–С.94-99.– (Экологическое воспитание).
36. Авдохина, И.С. Чудо-юдо Байкал: сценарий театрализованного занятия из цикла «Край, в котором ты живешь» / И.С.Авдохина, Т.И.Рудных // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №1. – С.99-107. – (Экологическое воспитание).
37. Трубаева, Т.В. Загадочная стихия: праздник, посвященный воде, для уч-ся 7-х классов / Т.В.Трубаева // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №1. – С.96-98. – (Экологическое воспитание).
38. Гришина, В.П. Отвечает команда знатоков…: экологический брейн-ринг для уч-ся 9-11-х классов/ В.П.Гришина // Читаем, учимся, играем.–2006.-№ 8.–С.101-105.–(Экологическое воспитание).
39. Рулло, Г.К. Осенние пейзажи: лит.муз.вечер для средн.шк. возраста / Г.К.Рулло// Читаем, учимся, игрем. – 2006. - №7. – С.99-102. – (Экологическое воспитание).
40. Каркачева, Н.А. Там, на неведомых дорожках: экологический урок праздник уч-ся средн. классов. / Н.А.Каркачева// Читаем, учимся, играем. – 2005. - №7. – С.95-98. – (Экологическое воспитание).
41. Долгова, О.В. Путешествие по Красной книге: театрализованное представление/ О.В.Долгова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №8. – С.42-48. – (Экологическое воспитание).
42. Буканова, М.С. Живая планета: экологический турнир для старш. и средн. возраста / М.С.Буканова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №8. – С.37-41. – (Экологическое воспитание).
43. Конькова, Е.Ю. «Ведь Земля – это наша душа…»: материал для научно-практическое конференции по охране окруж.среды / Е.Ю.Конькова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №5. – С.72-75. – (Экологическое воспитание).
44. Редкие и исчезающие растения: дополнительный материал // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №3. – С.95-99. – (Экологическое воспитание).
45. Просекова, О.А. «Жалобная книга природы»: материалы для экологического урока / О.А.Просекова // Читаем, учимся, играем.–2004.-№3.–С.93-94.– (Экологическое воспитание).
46. Петрова, С.В. Пернатые друзья: птицы, занесенные в Красную книгу / С.В.Петрова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №1. – С.78-81. – (Экологическое воспитание).
47. Терова, Т.С. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…»: сценарий экологического праздника/ Т.С.Терова // Читаем, учимся, играем. –2004. - №1. – С.63-69. – (1 апреля – Международный день птиц. Экологическое воспитание).
48. Шеина, Л.А. Осенних красок хоровод: лет.праздник / Л.А.Шеина // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №8. – С.99-103. – (Экологическое воспитание).
49. Котогорцева, Н.А. Мы идем в поход!: экологическая игра / Н.А.Котогорцева // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №8. – С.79-82. – (Экологическое воспитание.
50. Малкина, Е.Н. Охранять природу– значит охранять Родину: сценарий устного журнала / Е.Н.Малкина // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №8. – С.73-78. –(Экологическое воспитание).
51. Некрасов, И.Б. Ура, мы на природе!: методическая разработка / И.Б.Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №8. – С.86-97. – (Экологическое воспитание).
52. Смелова, В.Г. Капля тайны в чаше яда: развлекательно-познавательная программа / В.Г.Смелова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №7. – С.83-88. – (Экологическое воспитание).
53. Бударина, В.А. Бородач, кладовая, ягель и другие: познавательная викторина / В.А.Бударина // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №3. – С.89-92. – (Экологическое воспитание).
54. Бударина, В.А. Суд природы над человеком: спектакль для 7-9-х классов / В.А.Бударина // Читаем, учимся, играем. – 2003. - №2. – С.82-88. – (Мир вокруг нас).
55. Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки: театрализованный урок экологии для детей 7-8-х классов / Т.А.Шорыгина // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №8. – С.76-80. – (Мир вокруг нас. Экология).
56. Шиков, Е.В. С научной точностью: экологические сказки: Клюква. Гриб. Комариный писк / Е.В.Шиков // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №8. – С.71-75. – (Мир вокруг нас. Экология).
57. Нечаев, Т.Ф. Среди деревьев и трав…: выставка-кроссворд для молодежи / Т.Ф.Нечаева // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.113-114.
58. Мичурина, Н.А. Праздник цветов: лит.-муз. вечер для сред. и старш. шк. возраста / Н.А.Мичурина, Е.В.Крупина // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.107-112.
59. Пикленкова, С.В. Неповторимый букет: викторина-игра для уч-ся средн. и старш. шк. возраста / С.В.Пикленкова // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.101-103.
60. Алябина, Г.И. Флора и фауна: экологическое лото для уч-ся средн. и старш. шк. возраста / Г.И.Алябина // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.70-72.
61. Богданова, И.Е. Очарование русского пейзажа…: игровая программа для старш.шк.возраста / М.Е.Богданова // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.60-65.
62. Махалина, Т.А. Экологическая мельница: конкурсная программа для детей и взрослых / Т.А.Махалина// Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.36-39.
63. Кондратьева, Т.Н. По следам Красной книги: экологический вечер для старшеклассников / Т.Н.Кондратьева // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.34-35.
64. Лукина, И.А. Эта хрупкая планета…: экологический турнир для уч-ся 7-х классов / И.А.Лукина, Н.И.Тихонова // Читаем, учимся, играем. – 1999. - №5. – С.29.
Формы работы и названия мероприятий
Формы работы: экскурсия–обзор по родникам (рекам) родного края, устный экологический журнал, экологический ринг, прогулка по парку, экскурсия к домашним растениям, экологическая игротека, медиа-викторина, экологический аукцион, день экологических знаний, урок экологической культуры, эко-обзор по материалам периодики, эколого-краеведческая игра, литературно-экологический вечер, экологический КВН, экологическая конференция, конкурс эрудитов, ботаническая экскурсия.
Название мероприятий: «Чистота планеты – чистота души», «Тебе и мне нужна Земля», «Великие тайны Земли: экологические катастрофы древности и современности», «Домашняя оранжерея», «Сто вопросов о природе», «Природы дивные приметы», «Займи здоровья у природы», «Экологические прогулки по родному краю», «Обычное и удивительное мира природы», «По тропинкам и дорожкам, там, где с детства мы живем», «Природы вековое волшебство», «По примеру Маленького принца приведем планету в порядок», «Наш зеленый друг, волшебник и чародей по имени Лес».