Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Тихорецкой центральной межпоселенческой библиотеки

Михаил Афанасьевич Булгаков

1891-1940гг.
125 лет со дня рождения

русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр,
автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок,
киносценариев, оперных либретто

bulgakov2Родился Михаил Булгаков 15 мая 1891г. в городе Киеве. Отец Афанасий Иванович – профессор Киевской духовной академии, образованный и интеллигентный человек. Владел несколькими современными и древними языками, увлекался историей, он стремился дать детям исключительно светское образование. Мать писателя Варвара Михайловна – учительница Карачаевской прогимназии. Она была женщиной энергичной, с волевым характером и в то же время необыкновенно тактичной и доброй, она, что называется, и вела дом.

«Семья Булгаковых была большая (7 детей), дружная, культурная, музыкальная, театральная», - вспоминает жена младшего брата Булгакова. У них было много друзей, с которыми они часто встречались и организовывали семейные праздники, торжества, совместные чтения. Позже Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

На становление творчества Михаила Булгакова большое влияние оказала любовь к чтению, которую родители прививали своим детям с самого раннего возраста, а именно от матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам. Детство и отрочество Михаила прошло с книгами А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Ф.Купера и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Не только литература, оставила свой след в жизни писателя, но и Киев – город, который в последующем станет для него не просто местом действия романов и повестей, но воплощением сокровенного чувства Родины и семьи.

Булгаков начал писать очень рано. Первый рассказ «Похождения Светлана» был написан им, когда писателю исполнилось всего 7 лет. Текст рассказа не сохранился, но известно, что его страницы были наполнены образами фей, принцев и принцесс. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи про ту же самую маму и про нас – вспоминала его сестра Надежда, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры, играл на рояле. Из увлечений Булгакова того времени выделялся футбол – игра, только начинавшая в ту пору завоевывать популярность в России, и театр. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

В 1909 году Булгаков поступает на врачебный факультет Киевского университета. Возможно, к профессии медика, биолога – экспериментатора его влекла романтика. Не случайно окружены неким ореолом таинственности в булгаковских произведениях врачи и биологи.

В 1913 году будущий врач женился на Татьяне Лаппа. Родители молодых настороженно относились к их роману, (завершившемуся браком лишь через пять лет после знакомства), но потом смирились. Булгаков и Татьяна Николаевна сняли квартиру на Андреевском спуске. Киев в начале века был крупным театральным центром, и молодые супруги часто посещали театральные премьеры. Булгаков, любивший и понимавший музыку, несколько раз слушал Шаляпина, приезжавшего на гастроли.

В 1914 году разразилась первая мировая война, разрушив надежды Булгакова и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее, хотя дыхание войны в Киеве в полной мере почувствовалось далеко не сразу.

Учеба Булгакова в университете была прервана досрочно. Весной 1916 года «ратником второго ополчения» Михаил выпущен из университета (диплом был получен позже «в степени лекаря с отличием») и добровольно отправился работать в один из киевских госпиталей. Раненые, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», - написал он через несколько лет в романе «Белая гвардия».

В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей Смоленской губернии, а осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением городской земской больницы в Вязьме. Этот период жизни нашел отражение в «Записках юного врача» (1926г.).

Февральская революция нарушила привычный миропорядок, внесла зримые перемены и в жизнь молодого врача. Через несколько месяцев после Октябрьской революции Булгаков был освобожден от военной службы и вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны. Еще не раз и не два менялась власть в родном городе. Булгаков был хорошим врачом, и в его услугах нуждались воюющие стороны.

В 1919 году, в качестве военного врача вместе с отступающей Добровольческой армией он отправляется на Северный Кавказ.

То, что Булгаков остался в России, было лишь следствием стечения обстоятельств, а не свободным выбором. Он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну. Позже Татьяна Лаппа свидетельствовала, что Булгаков не раз пенял ей на то, что она не вывезла его, больного, из России.

Поворот к литературному творчеству был непосредственно спровоцирован – нежеланием участвовать в войне, и внутренне давно пробудившейся тягой к литературе и театру. Булгаков начал работать как корреспондент. 26 ноября 1919 года был впервые напечатан фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» с подписью М.Б.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву и поступает секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе, которым руководит Надежда Константиновна Крупская.

Затем настали тяжкие месяцы безработицы. В 1921 году после расформирования отдела сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия» под псевдонимом Михаил Булл и М.Б.

9 февраля 1922 года Булгаков делает в дневнике отчаянную запись: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем… Обегал всю Москву – нет места. Валенки рассыпались».

Переходный период от военного коммунизма к нэпу оказался в жизни страны едва ли не более тяжелым, чем сама эпоха военного коммунизма. Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. Упрочилось и материальное положение Булгакова. С весны 1922 года он стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов, а также в берлинской газете «Накануне». В ней печатались многие произведения М.Булгакова: «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров» и др. С публикаций в этой газете и началась популярность Михаила Булгакова.

В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» - нувориши-нэпманы («Триллионер», «Чаша жизни»), но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, некомпетентные совслужащие и другие. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей.

В 1924 году разводится с женой и в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской.

Булгаков с первых дней литературной деятельности испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа, (Российская ассоциация пролетарских писателей), оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В своих наиболее значительных пьесах «Дни Турбиных», «Бег», в повести «Собачье сердце» созданных в 1925-1928 гг., Булгаков запечатлел поворот к принятию революции той части интеллигенции, которая первоначально отнеслась к ней настороженно или прямо боролась против нее. Здесь драматург показал самое начало процесса, весьма скоро приведшего к образованию «новой интеллигенции».

В 1928 году Михаил Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В этом же году в Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров». У Михаила Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» (1928г.) и бытовая комедия «Зойкина квартира» (1926г.), произведения перестали печатать.

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году. Через 40 лет после этого Елена вспоминает: «…Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Елена терялась в сомнениях. Она не могла оставить мужа и двух сыновей. На ее долю выпало много страданий и мучений, в конце концов, она решает с писателем больше не встречаться. Долгих 20 месяцев она всячески избегает Михаила Афанасьевича. Однажды выйдя одна на улицу, она встречает именно его. Первой фразой, которую он обронил при встрече, была: «Я не могу без тебя жить». В ответ прозвучало: «И я тоже». Тогда они решили несмотря ни на что быть вместе.

В 1930году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил Иосиф Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В январе 1932 года И.Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась.

Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

После того как в 1933 году окончилась неудачей попытка издать в серии «ЖЗЛ» его роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков до самой смерти, более не пытался публиковать свои произведения.

В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». А в 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» с триумфальным успехом прошелся по кинотеатрам страны.

Делом жизни для Булгакова стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, причем последние полтора года - уже смертельно больным писателем, сознававшим, что напечатанным роман увидеть уже не удастся. Но писатель верил, что придет время, когда созданное им будет необходимо соотечественникам... Создав свое великое произведение - «Мастера и Маргариту», где декларируемый идеал одновременно оказывается и небесно недосягаемым и реальным до осязаемости, Булгаков дал новый импульс движению русской литературы в ее поисках нравственной истины.

Считается, что квартира Булгакова многократно обыскивалась сотрудниками НКВД, и им было известно о существовании и содержании чернового варианта «Мастера и Маргариты». Также у Булгакова в 1937 году был телефонный разговор со Сталиным (содержание которого никому не известно). Несмотря на массовые репрессии 1937-1938 годов, ни Булгакова, ни кого-либо из членов его семьи не арестовали.

Роман «Мастер и Маргарита» принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966 году). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
В начале сентября 1936 года роман «Мастер и Маргарита» был закончен. Прообразом главной героини стала супруга поэта, с которой они счастливо прожили 8 лет. Для Елены Сергеевны Нюренгберг (Шиловская), ставшей Булгаковой это были самые счастливые годы в ее жизни.

В самые последние годы жизни Булгаков пишет пьесу «Батум» (о молодом Сталине). Эта пьеса была задумана в 1936 году, но интенсивная работа над ней шла осенью 1938 года и в первой половине 1939 года. Сам Булгаков признавался, что пьеса «Батум» потребовала от него больших усилий, напряженной работы. Исторические события в пьесе «Батум», по замыслу автора, должны быть представлены широко. Для этой цели Булгаков впервые в своем творчестве обратился к жанру исторической хроники, позволяющей свободно чередовать события и характеризовать героев, насыщать развитие действия массовыми сценами, передавать колорит эпохи.

Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова.

В конце 1939 года здоровье писателя ухудшилось, и врачи диагностируют ему болезнь почек (гипертонический нефросклероз). Мучившие долгие годы сильнейшие головные боли дали о себе знать: он практически потерял зрение и еле различал солнечный свет. В начале зимы Булгаков отправился в санаторий «Барвиха», но и там ему не стало лучше.

В письме, отправленном своему другу за несколько месяцев до смерти, Булгаков написал: «Умирать мучительно, канительно и пошло. Как известно, есть один приличный вид смерти - от огнестрельного оружия, но такого у меня, к сожалению, не имеется».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
Известнейший человек не только своего времени, но и нынешнего, писатель Булгаков был разносторонней личностью. Он легко поддавался влиянию своего переменчивого характера, что, порой, заводило его в сложные и даже опасные ситуации. Так, он познакомился со многими известными и влиятельными людьми, а со Сталиным неоднократно разговаривал по телефону. Если более подробно изучить жизнь Булгакова, то можно отметить его авантюризм и безрассудства, из-за которых его неоднократно величали «безумцем».

Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель. Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается, особенно близок нам сегодня.

Жизнь и творчество писателя всегда были полны загадок, которые вызывают интерес и у современных ценителей литературы.

Библиография

Библиографический список произведений М.А.Булгакова

1. Булгаков, М.А. Собрание сочинений : в 5 т. / М.А.Булгаков. – М. : Художественная литература, 1989.
2. Булгаков, М.А. Багровый остров; Адам и Ева / М.А. Булгаков. – М. : Искусство, 1990. – 143 с.
3. Булгаков, М.А. Белая гвардия / М.А.Булгаков. – М. : Дрофа, 2006. – 96 с.
4. Булгаков, М.А. Жизнь господина де Мольера / М.А. Булгаков. – М. : Молодая гвардия, 1980. – 175 с.
5. Булгаков, М.А. Избранное / М.А.Булгаков. – М. : Просвещение, 1991. – 384 с. : ил.
6. Булгаков, М.А. Кабала святош : роман, пьесы, либретто / М.А.Булгаков. – М. : Современник, 1190. – 703 с.
7. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита : роман / М.А.Булгаков. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 512 с. – (Русский сериал).
8. Булгаков, М.А. Собачье сердце : роман, повести, рассказы / М.А.Булгаков. – М. : ЭКСМО, 2007. – 688 с. – (Русская классика XX века).
9. Булгаков, М.А. Театральный роман : романы, пьесы / М.А. Булгаков. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 672 с. – (Русская классика. ХХ век).

Библиографический список литературы о М.А.Булгакове

1. Булгаков Михаил Афанасьевич : биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа : bulgakov.velchel.ru.
2. Булгаков Михаил Афанасьевич : биография. Жизнь и творчество [Электронный ресурс].- Режим доступа : www.kostyor.ru.
3. Белозерская-Булгакова, Л.Е. Воспоминания : [М. Булгаков] / Л.Е. Белозерская-Булгакова. – М. : Художественная литература, 1989. – 223 с.
4. Лукьянченко, О.А. Русские писатели : биографический словарь-справочник для школьников / О.А. Лукьянченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 57-74.
5. Дьякова, В. Булгаков. «Боги, боги мои!» : [Михаил Булгаков и Любовь Белозерская] / В. Дьякова // Тайны и преступления. – 2014. - № 1. – С. 38-48.
6. Воробьевский, Ю.Ю. Неизвестный Булгаков / Ю.Ю. Воробьевский // Русский дом. – 2012. - № 5. – С. 48-50.
7. Варламов, А. Мастер и чужая воля : [120 лет со дня рождения М. Булгакова] / А. Варламов // Российская газета. – 2011. – 13 мая.