Вера Федоровна Панова
- Подробности
- Создано: 25.10.2018 13:51
Вера Федоровна Панова
(1905-1973гг.)
110 лет со дня рождения
русская писательница, прозаик, драматург и сценарист
Вера Федоровна Панова родилась 20 марта 1905 года в Ростове - на - Дону. Отец ее, Федор Иванович Панов, служил помощником бухгалтера в банке. Когда дочери шел шестой год, он утонул в Дону. Семья осталась без средств к существованию. Мать - преподавательница музыки. Ей пришлось пойти на службу конторщицей, на скудное жалованье, чтобы поднимать детей. В бедности и нужде прошли детские годы писательницы. Она хорошо узнала жизнь городской окраины, трудовой быт простых людей. До революции, окончила 4 класса частной гимназии, отказавшись от дальнейшего обучения из-за недостатка средств. Много читала, занималась самообразованием.
Впечатления детства были противоречивы. Рядом с пестрыми картинами праздничного Ростова с юных лет Вера Панова запомнила будни скудной провинциальной жизни. Она застала еще, старую Россию, описанную Чеховым, Горьким, Куприным.
Октябрьская революция и гражданская война потрясли уклад жизни старого Ростова. Город испытал на себе все превратности бурного времени. Только в начале 1920 года под ударами Первой Конной армии контрреволюция на юге была разгромлена, и Ростов стал советским. В архиве В.Пановой сохранились наброски пьес, действие которых приурочено к приходу буденовской армии в Ростов.
В 1922 году В. Панова поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится ее основной и любимой профессией.
В 1926-1927 годах Панова вела регулярный отдел фельетона в газете «Советский юг». Из номера в номер появлялись короткие, остроумные статьи и заметки, подписанные под псевдонимом «Вера Вельтман».
В Ростове Вера Панова впервые вошла в литературную среду. Она работала здесь вместе с Александром Фадеевым и Николаем Погодиным. Она слышала первые главы фадеевского «Разгрома» в чтении автора. При всей калейдоскопичности литературного быта двадцатых годов город юности дал Пановой ту культурную и профессиональную среду, с которой развилось ее дарование. Он дал ей также немалый запас жизненных впечатлений, необходимых любому писателю.
Панова принимала близкое участие в детских изданиях Ростова – газете «Ленинские внучата», в журналах «Костер» и «Горн». Собственно, здесь, на поприще детской литературы, она предприняла первые робкие попытки перейти к беллетристике, к художественной обработке жизненного материала. Панова не стала детской писательницей, но интерес к детям не покидал ее с первых лет литературной работы.
После убийства С.М.Кирова (1 декабря 1934 года) ее второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции», приговорен к 10 годам лагеря, где и погиб.
В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области. Отсюда выезжала в Ленинград и Москву в поисках литературной славы. В Москве она сблизилась с Александрой Яковлевной Бруштейн, автором популярных в свое время пьес для детей и юношества.
Отечественная война застала Панову в городе Пушкине, под Ленинградом. Выехать вовремя не удалось. Вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. В конце октября 1941 года все жители, не внесенные в особый список, по приказу коменданта местного гарнизона были изгнаны из уцелевших домов. Вместе с беженцами Панова попала в Нарву на пути в Эстонию. Отсюда ей удалось пешком уйти вместе с дочерью. Преодолев тысячи километров, она добралась до села Шишаки, где находилась ее семья. Самые тяжелые времена оккупации Панова провела в этом украинском селе.
Осенью 1943 года немцы стали готовиться к отступлению. Молодежь сгоняли для отправки в Германию. Вера с тремя детьми и бабушками спаслась в лесу. Жили в шалаше. Бежали в лес вовремя: фашисты перед уходом безжалостно сожгли село Шишаки.
В конце 1943 года Панова переехала на Урал, в Пермь. Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио.
Зимой 1945 года в купе санитарного поезда № 312 Вера Панова начинает писать повесть «Спутники». Этот поезд считался одним из лучших в Главном санитарном управлении Советской Армии, и Панова получила задание написать брошюру об этом коллективе. От Перми, где поезд останавливался на трое суток, она совершила несколько рейсов к фронту, а затем вместе с тяжелоранеными, глубоко в тыл. Заказанная брошюра для служебных целей была составлена. Однако все увиденное и услышанное настолько захватило писательницу, что, отложив другие замыслы, она принялась за повесть. В повести «Спутники» (1946г.), ей хотелось высказать главное, что было пережито и прочувствовано за годы войны. И повесть писалась быстро, легко, счастливо. В ее содержание Панова сумела вложить весь свой душевный и писательский опыт.
Так же находясь на Урале Панова, пишет роман «Кружилиха» (1947г.). Затем работа над романом была прервана и закончена только после войны. Таким образом, этот роман по существу был первым большим произведением В.Пановой и отличается большой многоплановостью и широтой. Она улавливает важные общественные процессы, реальную пестроту человеческих отношений, привычек, традиций. Уже став известным писателем, Панова в 1946 году переехала в Ленинград, с которым связано все ее послевоенное творчество.
С первой половины пятидесятых годов Панова стала постоянным автором журнала «Новый мир», где был напечатан ее роман «Времена года» (1953г.). Этот роман несет на себе явственные следы внутренней ломки, расчета с некоторыми иллюзиями. Этот роман отличается от других произведений драматизмом и остротой жизненных коллизий.
На втором Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 году Панова была избрана в состав правления Союза писателей СССР; она многократно избиралась в руководящие органы Союза писателей и ленинградской писательской организации, вела большую общественную работу, принимала участие в повседневной деятельности издательств, отдавала много сил воспитанию творческой молодежи.
Психологическая проницательность, способность глубоко постичь изгибы детской души проявила писательница в повести «Сережа» (1955г.). Это замечательная, трогательная повесть о шестилетнем мальчике, его жизни, переживаниях, ежедневных открытиях.
С главным редактором журнала «Новый мир» А.Т.Твардовским Панова поддерживала творческую дружбу и состояла в многолетней переписке. Спустя пять лет А.Т.Твардовский вновь обратился к Вере Пановой с просьбой о сотрудничестве: «… жду Вашего нового сочинения с горячим интересом и надеюсь читать его в числе первых поклонников Вашего таланта». Панова тогда заканчивала «Сентиментальный роман» (1958г.) – автобиографическое повествование о собственной юности, о Ростове и молодежных проблемах того времени, о чистоте, бескорыстии и гражданском темпераменте ее поколения.
В начале 1960-х Панова в зените славы. Ее книги переводят, пьесы экранизируют, читатели ее боготворят, она признанный мэтр для молодых писателей.
Художественные интересы Пановой никогда не замыкались только литературой. Она любила театр и много работала для него. Не менее увлеченно Панова сотрудничала с киностудиями Москвы и Ленинграда. В 1960 году на XII Международном фестивале в Карловых Варах советский фильм «Сережа» получил главную премию – Хрустальный Глобус. Так состоялся счастливый дебют героев Веры Пановой в кино. С тех пор почти все персонажи писательницы прошли через экран.
В середине 1960-х годов из летописной истории Киевской Руси она берет сюжеты «Сказания об Ольге» (1966г.) и «Сказание о Феодосии» (1966г.). В повести «Кто умирает» (1965г.) описан конец царствования Василия III. Она создает цикл исторических повестей «Лики на заре» (1966г.), особое место занимает историческая драма «Тредьяковский и Волынский» (1968г.), цикл рассказов – «мозаик» из истории русской смуты начала XYII века, изданный под общим названием «Смута» в 1980 году.
В конце 1960 года вместе с К.Симоновым в составе писательской делегации Панова совершила продолжительную зарубежную поездку по США, целью которой являлось восстановление прерванных и налаживание новых контактов в области художественной культуры.
Весной 1962 года в составе советской делегации В.Панова участвовала в Международном конгрессе писателей и деятелей кино, радио и телевидения во Флоренции. Вместе с другими писателями она по праву представляла советскую литературу на этом конгрессе.
В марте 1965 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Вера Федоровна Панова была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Творческие планы писательницы в это время еще больше расширились, все больше увлекают сюжеты из русской истории; она работает в области драматургии и кинодраматургии, завершает последнюю редакцию романа-сказки «Который час?».
Летом 1967 года, после участия в IV Всесоюзном съезде советских писателей, Панова вернулась из Москвы в Ленинград переутомленной, но продолжала работать. С приближением старости Вера Панова говорила близким, что смерти не боится, но боится быть парализованной. Этот страх был ненапрасным. В этом же году случился инсульт. Она оказалась прикована к инвалидному креслу. День инсульта она считала днем собственной смерти, писала позднее: «Я, Панова Вера Федоровна, умерла 20 июня 1967 года, когда меня поразил инсульт, лишивший меня возможности ходить и владеть левой рукой. Официальная дата моей смерти будет какая - то другая, но для себя я числю указанную дату, ибо до сих пор, вот уже более 2,5 лет, я, несмотря на все усилия любящих близких, превосходных и врачей и целой роты людей, помогающих мне в моем бедственном существовании, не могу без посторонней помощи ступить ни шагу, и чувство жизни возвращается ко мне лишь в редкие минуты, главным образом тогда, когда я нахожусь в окружении любимых мною людей. Только эта любовь дает мне силы переносить мою отвратительную болезнь, коею я наказана за мои грехи, за то, что была плохой дочерью, плохой сестрой, плохой внучкой, плохой мачехой, плохой женой. От последних слов да не помыслят мои дети лишнего: плохой женой в смысле недостаточного внимания и недостаточной заботы о муже, в смысле же верности всегда была тверда идиллически, никогда никто не был нужен, кроме мужа, тут моя совесть чиста».
Болезнь ничего не изменила - как и прежде, Вера Панова работала на износ и руководила жизнью своей большой семьи. По - другому просто не могла. Однако и в эти последние годы, омрачённые тяжкой болезнью, она проявила необыкновенную силу воли и способность к творчеству. Она работает над новыми пьесами, историческими миниатюрами, художественной биографией пророка Мухаммеда. Некоторые страницы её мемуарной прозы были созданы именно в это время.
Вера Фёдоровна Панова скончалась 3 марта 1973 года и похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом.
Награды и премии:
- Орден Ленина (28.01.1975г.);
- Сталинская премия первой степени (1947г.) - за роман «Спутники» (1946г.);
- Сталинская премия второй степени (1948г.) - за роман «Кружилиха» (1947г.);
- Сталинская премия третьей степени (1949г.) - за повесть «Ясный берег» (1949г.);
- Орден Трудового Красного Знамени (1965г.);
- Орден и медали;
- Член Союза писателей СССР.
- Орден Ленина (28.01.1975г.);
"Экранизация:
1960г. - Серёжа (режиссёры Георгий Данелия и Игорь Таланкин);
1961г. - Евдокия (режиссёр Татьяна Лиознова);
1961г. - Високосный год (режиссер Анатолий Эфрос; по роману «Времена года»)
1962г. - Вступление (режиссер Игорь Таланкин; по рассказам «Валя» и «Володя»);
1964г. - Поезд милосердия (режиссёр Искандер Хамраев; по роману «Спутники»);
1965г. - Рабочий поселок (режиссёр Владимир Венгеров);
1965г. - Рано утром (режиссёр Татьяна Лиознова);
1966г. - Мальчик и девочка (режиссёр Юлий Файт);
1967г. - Четыре страницы одной молодой жизни (режиссер Резо Эсадзе; по повести «Саша»);
1969г. - Проводы белых ночей (режиссер Юлиан Панич);
1974г. - Свадьба как свадьба (Телеспектакль) (режиссер Юрий Сергеев);
1975г. - На всю оставшуюся жизнь (режиссёр Пётр Фоменко; по роману «Спутники»);
1975г. - Вылет задерживается (режиссер Леонид Марягин; по пьесе «Сколько лет, сколько зим…»)
1976г. - Сентиментальный роман (режиссёр Игорь Масленников).
Библиография
Библиографический список произведений В.Ф.Пановой
1. Панова, В. Собрание сочинений : в 5 т. / В.Панова. – Л. : Худож. литература, 1987.
2. Панова, В. Избранные произведения : в 2 т. / В.Панова. – Л. : Худож. литература, 1980.
3. Панова, В. Времена года : романы и рассказы / В.Панова. – Л. : Сов. писатель, 1983. – 576с.
4. Панова, В. Жизнь Мухаммеда / В.Панова. – М. : Политиздат, 1980. – 495с. : ил.
5. Панова, В. Кружилиха : роман / В.Панова. – М. : Современник, 1986. – 222с.
6. Панова, В. Пьесы / В.Панова. – Л. : Искусство, 1985. – 631с.
7. Панова, В. Сентиментальный роман : роман. Рассказы / В.Панова. – М. : Сов. Россия, 1985. – 272с.
8. Панова, В. Сережа : повесть / В.Панова. - М. : Речь, 2014. - 144с.
9. Панова, В. Спутники : повесть / В.Панова. – Л.: Сов. писатель, 1988. – 248с. : ил.
Библиографический список литературы о В.Ф.Пановой
1. Богуславская, З. Вера Панова / З.Богуславская. – М., 1963.
2. Воспоминания о Вере Пановой : сб. статей / сост. А.А.Нинов, Н.А.Озернова-Панова, В.Д.Оскоцкий. – М. : Советский писатель, 1988. – 448с.
3. Нинов, А. Вера Панова : жизнь. Творчество. Современники / А.Нинов. – Л., 1980.
4. Плоткин, Л. Творчество Веры Пановой / Л.Плоткин. – Л., 1962.
5. Фрадкина, С. В мире героев Веры Пановой / С.Фрадкина. – Пермь, 1961.
6. Юрьева, С. Вера Панова : страницы жизни. К биографии писательницы / С.Юрьева. – Нью-Йорк, 1993.