Александр Иванович Куприн

(1870-1938гг.)
145 лет со дня рождения

русский писатель

kuprin2Родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна. Мальчик не знал своего отца, потому как он скончался от холеры, когда ребенку не было и года. Семья остается без кормильца. Мать, Любовь Алексеевна, урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа, Любовь Алексеевна с маленьким сыном переезжает в московский Сиротский дом, и поселяются в общей палате вдовьего двора. В Москве и прошло детство и отрочество Александра Ивановича.

Будущий писатель вырос, купаясь в лучах материнской любви, она была для него всем. Как говорил сам Куприн, это было «верховное существо с непреклонным характером и высоким благородством». Именно мать, Любовь Куланчакова, оказала огромное влияние не только на раннее творчество сына, но и на всю его жизнь. За неимением средств она была вынуждена отдать Александра в сиротское училище, когда тому только исполнилось шесть лет, откуда вышел в 1880 году. В этом же году поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

По воспоминаниям его однокашника Л.А. Лимонтова, это уже был не «невзрачный, маленький, неуклюжий кадетик», а сильный юноша, более всего дорожащий честью мундира, ловкий гимназист, любитель потанцевать, влюбляющийся в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.

Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, по его мнению, педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов. К этому времени и сам А.И.Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось несколько несовершенных ученических опытов 1883-1887 годов, однако стихи его не были опубликованы. И всё же, еще в училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л.И.Пальминым, он опубликовал в московском журнале «Русский сатирический листок» рассказ «Последний дебют» (1889г.). Эта история действительно едва не стала первым и последним литературным дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»). Через несколько дней журнал с его рассказом попался на глаза кому-то из преподавателей, и юнкера Куприна вызвали к начальству: «Куприн, ваш рассказ» - «Так точно» - «В карцер». Будущему офицеру не полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами.

Как любой дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно выслушал и сказал: «Здорово написано, ваше благородие! А только понять ничего нельзя». Рассказ и действительно был слабый.

После Александровского училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Четыре года жизни в невероятной глуши, в одном из пограничных юго-западных городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза, многочасовая муштра солдат, мрачные офицерские кутежи да пошловатые романы с местными «львицами» заставили его задуматься о будущем. Как задумывается герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов, мечтавший о военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни решивший выйти в отставку.

Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».

Он решает всерьез заняться литературой, но эта «дама» не так-то легко дается в руки. По его словам, он вдруг оказался в положении институтки, которую завели ночью в дебри Олонецких лесов и бросили без одежды, пищи и компаса, «у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», - напишет он в своей «Автобиографии». В ней же он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв военный мундир: был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»).

Этот период завершился выходом в свет небольшого сборника очерков «Киевские типы», который можно считать первой литературной «муштрой» Куприна. За последующие пять лет он совершает довольно серьезный рывок как писатель: в 1896 году публикуется в «Русском богатстве».

Повесть Куприна «Молох», где впервые масштабно был показан бунтующий рабочий класс, он выпускает первый сборник рассказов «Миниатюры» (1897г.), куда вошли «Собачье счастье», «Столетник», «Брегет», «Allez1» и другие. Затем следуют повесть «Олеся» (1898г.), рассказ «Ночная смена» (1899г.), повесть «На переломе», «Кадеты» (1900г.).

Начало 900-х годов - знаменательный период в творческой биографии Куприна. Наряду с одобрением Чехова и Горького он получает доброжелательный отзыв на свой рассказ «В цирке» от гения русской литературы Л.Н.Толстого. Толстой даже обращается с просьбой к Чехову выслать ему «Миниатюры» Куприна. А вскоре после первого знакомства Л.Н.Толстого с рассказами Куприна происходит их первая встреча, оставившая неизгладимое впечатление у молодого писателя. В очерке «О том, как я видел Толстого на пароходе «Св. Николай» Куприн писал: «Меня ему представили... я был очень растерян в эту минуту... Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки». И далее: «Я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живет этот удивительный человек».

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно известным писателем. Он уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу по приезде ввел его в дом Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы популярного литературного журнала «Мир Божий». О ней ходили в Петербурге слухи, будто писателей, выпрашивающих у нее аванс, она запирает в своем кабинете, дает чернила, перо, бумагу, три бутылки пива и выпускает лишь при условии готового рассказа, тут же выдавая и гонорар. В этом доме Куприн нашел свою первую жену - яркую, Марию Карловну Давыдову, приемную дочь издательницы, у них родилась дочь Лидия.

Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Конокрады» (1903г.), «Белый пудель» (1904г.).

Куприн был очевидцем очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу, он публикует в петербургской газете «Наша жизнь» 1 декабря 1905 года очерк «События в Севастополе».
После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице - адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург (Высылка из Крыма). Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова». Куприн принял самое горячее участие в их судьбе: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию.

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. После выхода «Поединка», написанного под большим идейным влиянием «буревестника Революции» Горького, Куприн становится всероссийской знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок - забитые солдаты, невежественные, пьяные офицеры – все это угождало вкусам революционно настроенной интеллигенции, которая и поражение русского флота в русско-японской войне считала своей победой. Эта повесть, без сомнения, написана рукой большого мастера, но сегодня она воспринимается в несколько ином историческом измерении.

Куприн проходит самое сильное испытание - славой. «Это была пора, - вспоминал Бунин, - когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом: «Геть сию же минуту к чертовой матери!» - что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Грязные кабаки и дорогие рестораны, нищие бродяги и лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью - весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован, как тут не вспомнить фразу шекспировского героя - «В чем выражается меланхолия великого духом человека? В том, что ему хочется выпить».

К этому времени брак с Марией Карловной, видимо, исчерпал себя, и Куприн, не умеющий жить по инерции, с юношеской пылкостью влюбляется в воспитательницу своей дочери Лидии - маленькую, хрупкую Лизу Гейнрих. Она была сиротой и уже пережила свою горькую историю: побывала на русско-японской войне сестрой милосердия и вернулась оттуда не только с медалями, но и с разбитым сердцем.

Когда Куприн, не откладывая, объяснился ей в любви, она тут же покинула их дом, не желая быть причиной семейного разлада. Вслед за ней ушел из дома и Куприн, сняв номер в петербургской гостинице «Пале-Рояль».

Несколько недель он мечется по городу в поисках бедной Лизы и, само собой, обрастает сочувствующей компанией. Когда большой его друг и почитатель таланта профессор Петербургского университета Федор Дмитриевич Батюшков понял, что этим безумствам не будет конца, он отыскал Лизу в небольшом госпитале, куда она устроилась сестрой Милосердия.

Узнав о страданиях Куприна, сердце Елизаветы Морицовны дрогнуло, и она согласилась немедленно ехать к нему; правда, с одним твердым условием: Александр Иванович должен лечиться. Весной 1907 года они вдвоем уезжают в финский санаторий «Гельсингфорс». Эта большая страсть к маленькой женщине стала причиной создания замечательного рассказа «Суламифь» (1907г.) - русской «Песни песней». В 1908 году у них рождается дочь Ксения, которая впоследствии напишет воспоминания «Куприн - мой отец».

С 1907 по 1914 годы Куприн создает такие значительные произведения, как рассказы «Гамбринус» (1907г.), «Гранатовый браслет» (1910г.), цикл рассказов «Листригоны» (1907-1911гг.), в 1912 году начинает работу над романом «Яма».

Когда роман вышел, критика увидела в нем обличение еще одного социального зла России - проституции, Куприн же считал платных «жриц любви» жертвами общественного темперамента испокон века.

К этому времени он уже разошелся в политических взглядах с Горьким, отошел от революционной демократии. Войну 1914 года Куприн называл справедливой, освободительной, за что был обвинен в «казенном патриотизме». В петербургской газете «Новь» появилась его большая фотография с подписью: «А.И. Куприн, призванный в действующую армию». Однако на фронт он не попал, был командирован в Финляндию обучать новобранцев.

В 1915 году его признали негодным к строевой службе по здоровью, и он вернулся домой в Гатчину, где в то время жила его семья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

После семнадцатого года Куприн, несмотря на несколько попыток, общего языка с новой властью не нашел (хотя по протекции Горького даже встречался с Лениным, но тот не увидел в нем «четкой идейной позиции») и покинул Гатчину вместе с отступающей армией Юденича.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П.Н.Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки. В 1920 году Куприны оказались в Париже. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.

Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей - здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы. Ходил даже такой анекдот: встречаются на парижском бульваре два русских. «Ну, как тебе здесь живется?» - «Ничего, жить можно, одна беда: слишком много французов».

Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может, поскольку привык «списывать» своих героев с жизни. «Прекрасный народ, - высказывался Куприн о французах, - но не говорит по-русски, и в лавочке и в пивной - всюду не по-нашему. А значит это вот что - поживешь, поживешь, да и писать перестанешь».

Самое значительное его произведение эмигрантского периода – автобиографический роман «Юнкера» (1928-1933гг.).

В последнее время Куприн становился он все более тихим, сентиментальным - непривычным для знакомых.

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизм сопровождал все его годы в Париже. Как-то писатель возвращался с друзьями из загородного ресторана на такси, заговорили о литературе и поэт Ладинский назвал «Поединок» лучшей его вещью. Куприн же настаивал, что лучшее из всего им написанного - «Гранатовый браслет»: там есть высокие, драгоценные чувства людей. Ладинский назвал эту историю неправдоподобной. Куприн рассвирепел: «Гранатовый браслет» - быль!» и вызвал Ладинского на дуэль. С большим трудом удалось его отговорить, катая всю ночь по городу, как вспоминала Лидия Арсеньева. Видимо, с «Гранатовым браслетом» у Куприна действительно было связано что-то очень личное. На исходе жизни он и сам стал походить на своего героя - состарившегося Желткова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви».

Постаревшего Куприна часто видели в парижском бистро, где он сидел один за бутылкой вина и писал любовные письма к мало знакомой женщине.

В журнале «Огонек» (1958, № 6) было опубликовано стихотворение писателя, возможно, сочиненное в ту пору. Там есть такие строки:

«И никто на свете не узнает,
Что годами, каждый час и миг,
От любви томится и страдает
Вежливый, внимательный старик».

С 1932 года его зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он всё же решился обратиться за визой.

Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В.П. Потёмкина.

7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И.В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н.И.Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А.И. Куприну», проголосовали «за» - И.В. Сталин, В.М. Молотов, В.Я. Чубарь и А.А. Андреев; воздержался К.Е. Ворошилов.

Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти не узнавали. Бунин пишет в своих «Воспоминаниях»: «...я как-то встретил его на улице, и внутренне ахнул, и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног...».

Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала, понимая - он едет туда умирать, хотя такие вещи воспринимались в эмигрантской среде болезненно. Для советского правительства это была политика.

В газете «Правда» от 1 июня 1937 года появилась заметка: «31 мая в Москву прибыл вернувшийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель Александр Иванович Куприн. На Белорусском вокзале А.И.Куприна встречали представители писательской общественности и советской печати».

Поселили Куприна в подмосковном доме отдыха для писателей. В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили. Куприн молчал и вдруг громко заплакал.

Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.

Александр Иванович был чрезвычайно колоритной фигурой. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту.

Александр Иванович Куприн является одним из крупнейших писателей-реалистов конца XIX - начала XX века. Его творчество входит в русло демократического литературного движения. Большой природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение тогдашней действительности определили широкий общественный резонанс произведений Куприна и сделали его имя выдающимся в русской литературе.

Экранизация произведений Александра Ивановича Куприна:

- "Белый пудель" (фильм);
- "Гамбринус" (фильм);
- "Гранатовый браслет" (фильм, 1964г.);
- "И вот пришёл Бумбо…";
- "Изыди!";
- "Колдунья" (фильм, 1956г.);
- "Куприн" (телесериал);
- "Олеся" (фильм);
- "Поединок" (фильм, 1910г., 1957г.);
- "Шурочка";
- "Юнкера" (телесериал);
- "Яма" (фильм, 1990г.).

Библиография
Библиографический список произведений А.И.Куприна

1. Куприн, А.И. Собрание сочинений : в 6 т. / А.И.Куприн. - М. : Худож. литература, 1991.
2. Куприн, А.И. Гранатовый браслет : повести и рассказы / А.И.Куприн. - М. : Детская литература, 2002. - 252с.
3. Куприн, А.И. Голос оттуда : 1919-1934 / А.И.Куприн. – М. : Согласие, 1999. – 736с.
4. Куприн, А.И. Изумруд : рассказы и повесть / А.И.Куприн. – Л. : Детская литература, 1987. – 608с.
5. Куприн, А.И. Легче воздуха : рассказы о цирке / А.И.Куприн. – М. : Современник, 1988. – 111с.
6. Куприн, А.И. Молох; Поединок : рассказы / А.И.Куприн. – М. : Правда, 1985. – 480с.
7. Куприн, А.И. Повести и рассказы / А.И.Куприн. - М. : Советская Россия, 1987. - 416с.
8. Куприн, А.И. Поединок : повесть / А.И.Куприн. – М. : Детская литература, 1984. - 254с.
9. Куприн, А.И. Принцесса четырех улиц : роман, повести, рассказы / А.И.Куприн. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 640с.
10. Куприн, А.И. Река жизни : повести и рассказы / А.И.Куприн. - Л. : Лениздат, 1986. - 704с.
11. Куприн, А.И. Суламифь : повести и рассказы / А.И.Куприн. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2001. - 319с.
12. Куприн, А.И. Яма : повести / А.И.Куприн. – М. : Эксмо, 2005. – 608с.

Библиографический список литературы о А.И.Куприне

1. Куприн Александр Иванович : биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа : to-name.ru›biography/aleksandr-kuprin.htm.
2. Куприн Александр Иванович : биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа : bibliotekar.ru›Книги›71.htm.
3. Куприн Александр Иванович : биография; русский писатель [Электронный ресурс]. – Режим доступа : parta.com.ua›Биографии›Куприн Александр.
4. Куприн Александр Иванович : википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : ru.wikipedia.org›Куприн, Александр Иванович.
5. Лукьянченко, О.А. Русские писатели : библиографический словарь-справочник для школьников / О.А.Лукьянченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 231-238.