Зинаида Николаевна Гиппиус

(1869-1945)
145 лет со дня рождения

русская поэтесса, прозаик, критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры

gippius2Родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белев Тульской губернии в семье, которая ведет начало от немца Адольфуса фон Гингста (обосновался в Москве в XVI веке).

В 70-е гг. XIX в. её отец служил товарищем обер-прокурора сената, но вскоре переехал с семьей в г.Нежин, где получил место председателя суда. После его смерти, в 1881г., семья переселилась в г.Москву, а затем в Ялту и Тифлис. Женской гимназии в Нежине не было, и основам наук Гиппиус обучали домашние учителя. В 80-х гг., живя в Ялте и Тифлисе, Гиппиус увлекается русской классикой, особенно Ф. М. Достоевским.

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. В 1902г. в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во «вдохновение» и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Стихи мои всем казались «испорченностью», но я их не скрывала. Должна оговориться, что я была нисколько не «испорчена» и очень религиозна при всём этом…». При этом девочка запоем читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. Один из них, генерал Н.С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться литературой.От природы очень красивая: высокая и гибкая, тонкая как юноша, с большими зелеными глазами, золотыми косами вокруг маленькой головы, с постоянной улыбкой на лице она не испытывала недостатка в поклонниках. К ней и тянулись и, одновременно, боялись ее острого языка, колких фраз и смелых шуток.

Выйдя замуж за Д.С. Мережковского, летом 1889г. Гиппиус вместе с мужем переезжает в Петербург, где и начинает литературную деятельность в кружке символистов, который в 90-е гг. складывается вокруг журнала «Северный вестник» (Д.Мережковский, Н.Минский, А.Волынский, Ф.Сологуб) и популяризует идеи Бодлера, Ницше, Метерлинка. В русле настроений и тем, свойственных творчеству участников этого кружка, и под влиянием новой западной поэзии начинают определяться поэтические темы и стиль поэзии Гиппиус.

В начале века квартира Мережковских становится одним из центров культурной жизни Петербурга, где молодые поэты проходили нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой». З. Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи - это молитвы»). Сборники рассказов З. Гиппиус пользовались гораздо меньшим успехом у читателей и вызвали острые нападки критики.

Начало Первой мировой войны произвело на Мережковских тяжёлое впечатление; они резко выступили против участия в ней России. Изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус проявилась в эти дни необычным образом: она - от лица трех женщин (используя в качестве псевдонимов имена и фамилии прислуги) - стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты. Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы, провозглашённые ими в работах, посвящённых Третьему завету, восприняли Временное правительство как «близкое» и установили дружеские отношения с А.Ф. Керенским.

Встретив враждебно октябрьскую революцию, Гиппиус вместе с Мережковским в 1920г. эмигрировала. Эмигрантское творчество Гиппиус состоит из стихов, воспоминаний, публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию, пророчествовала ее скорое падение.

Вторая мировая война принесла Гиппиус не только бедность (их парижская квартира была описана за неплатеж), но и утрату близких. В конце 1941 года скончался ее муж, Д. Мережковский, в 1942 году - сестра Анна.

Творчество

Зинаида Гиппиус была ярким представителем литературного течения символизм, отличающийся созданием и использованием системы символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Эта особенность символизма прослеживается во многих стихах З. Гиппиус, особенно ранних. «Сатанесса», «реальная ведьма», «декадентская мадонна», так называли ее современники.

В печати стихи Гиппиус появились впервые в 1888г. в «Северном вестнике». Позже для публикации литературно-критических статей она берет псевдоним Антон Крайний.

Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус - проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, искание новой нездешней красоты («Мне нужно то, чего нет на свете…»), тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время - жажда одиночества. В этих стихах отразились основные мотивы ранней символической поэзии, ее этический и эстетический максимализм. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится лишь к «тройной бездонности мира», трем темам - «о человеке, любви и смерти». Поэтесса мечтала о примирении любви и вечности, но единственный путь к этому видела в смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Эти размышления на «вечные темы» определили тональность многих стихов Гиппиус.
В двух первых книгах рассказов - «Новые люди» (1896г.) и «Зеркала» (1898г.) - Гиппиус господствовали те же настроения. Основная мысль их - утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты «во всех ее проявлениях» и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины. В рассказах этих книг - явное влияние идей Достоевского, воспринятых в духе декадентского миропонимания.

В идейно-творческом развитии Гиппиус большую роль сыграла первая русская революция, которая обратила ее к вопросам общественности. Они начинают теперь занимать большое место в ее стихах, рассказах, романах.

После революции выходят сборники рассказов «Черное по белому» (1908г.), «Лунные муравьи» (1912г.), романы «Чертова кукла» (1911г.), «Роман-царевич» (1913г.). Но, говоря о революции, создавая образы революционеров, Гиппиус утверждает, что истинная революция в России возможна лишь в связи с революцией религиозной (точнее - в результате ее). Вне «революции в духе» социальное преображение - миф, вымысел, игра воображения, в которую могут играть лишь неврастеники-индивидуалисты. В этом Гиппиус убеждала читателей, изображая в «Чертовой кукле» русскую послереволюционную действительность.

В прозе нужно отметить несколько произведений: «Время» (сказка, 1896г.) - о грустной принцессе Белая Сирень, которая страшилась и ненавидела злого старика по имени Время, сидящего на скале над морем. «Вымысел (Вечерний рассказ)» (рассказ, 1906г.) - воспоминания человека по фамилии Политов о странной графине, пишущей странные картины, рядом с которой чувствовалось дыхание смерти.

«Иван Иванович и черт» (рассказ, 1906г.) - о человеке, который многократно встречался с чертом и знал того в лицо. «И звери» (сказка-притча, 1909г.) - об узнавших о Воскресении Христа зверях. Едва выяснилось, что после Воскресения Христа будут воскресать и все люди – звери чрезвычайно огорчились и обиделись. Люди будут воскресать, а про зверей ничего не известно. И стали звери собираться, толковать между собой, спорить и жаловаться. «Межстранное» (рассказ, 1916г.) - о войне соседних королевств, которые построили на границе между собой две стены с пустырем посередине, а на пустыре однажды вдруг заметили длинные синие огни. «Нерожденная Девочка на елке» (рождественская сказка, 1938г.) - о нерожденной Девочке, которая узнала о том, как весело бывает на елке. И захотелось ей увидеть этот праздник. Тогда Христос взял ее за руку, и они вместе отправились в путь. Прозаические произведения З.Гиппиус включались в сказочные и мистические антологии.

В 1899-1901г.г. Гиппиус тесно сотрудничает с журналом «Мир искусства»; в 1901-1904г.г. является одним из организаторов и активным участником религиозно-философских собраний и фактическим соредактором журнала «Новый путь», где печатаются ее умные и острые критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, позже становится ведущим критиком журнала «Весы» (в 1908г. избранные статьи вышли отдельной книгой - «Литературный дневник»).

Из эмигрантских изданий наибольший интерес представляет книга стихов «Сияния» (Париж, 1938г.), воспоминания «Живые лица» (Прага, 1925г.), очень субъективные и очень личные, отразившие ее тогдашние общественные и политические взгляды, и незаконченная книга воспоминаний о Мережковском (З. Гиппиус-Мережковская «Дмитрий Мережковский», Париж, 1951г.). Об этой книге даже критик эмигрант Г.Струве сказал, что она требует больших поправок «на пристрастность и даже озлобленность мемуариста». В последние годы она работает над большой поэмой «Последний круг» (опубликована в 1972г.), изредка сочиняет стихи, пишет мемуары и создает поистине литературный памятник своему мужу. «Дмитрий Мережковский», книга-биография, насыщенная богатейшим фактическим материалом вышла после ее смерти в 1951г. Зинаида Гиппиус, зеленоглазая и золотоволосая «декадентская мадонна» скончалась 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте 76 лет; похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.

Библиография
Библиографический список произведений З.Н.Гиппиус

1.Гиппиус, З.Н. Избранное / З.Н. Гиппиус. - М. : Терра, 1997. - 896 с.
Гиппиус, З.Н. Живые лица / З.Н.Гиппиус. - СПб. : Издательская группа «Азбука-классика», 2009. - 304 с.
2. Гиппиус, З.Н. Лирика / З.Н.Гиппиус.- Мн. : Харвест; М. : АСТ, 2000.- 416с.
3. Гиппиус, З.Н. Последние желания : повести. Рассказы. Очерки / З.Н.Гиппиус; сост., примеч. М.В.Гехтмана и Т.Ф.Прокопова. - М.: Интелвак, 2006. - 704 с.
4. Гиппиус, З.Н. Стихотворения / З.Н. Гиппиус. - СПб. : Гуманит. агентство «Акад. проект», 1999. - 589 с. - (Серия: «Новая библиотека поэта»).
5. Гиппиус, З.Н. Стихотворения. Живые лица / З.Н.Гиппиус. - М. : Художественная литература, 1991. - 470 с.
6. Гиппиус, З.Н. Чертова кукла : проза, стихотворения, статьи / З.Н. Гиппиус. - М.: Современник, 1991. - 587 с.

Библиографический список литературы о З.Н.Гиппиус

1.Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996) / В.В. Агеносов. - М. : Терра. Спорт, 1998. - 543 с.
2. Богомолов, H.A. Любовь одна : о творчестве Зинаиды Гиппиус / H.A. Богомолов // Гиппиус З.Н. Стихотворения; Живые лица. - М.: Художественная лит., 1991.- С. 5-22.
3. Быстров, В.Н. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус : петербургская биография / В.Н.Быстров. - СПб. : «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2009. - 344 с.
4. Гайденко, П. Д.С. Мережковский : апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции» / П. Гайденко // Вопросы литературы. - 2000. - №5.- С. 98-127.
5. Лавров, А.В. Символисты вблизи : очерки и публикации / А.В.Лавров, С.С.Гречишкин. - СПб.: Издательство «Скифия», ИД «ТАЛАС» 2004 - 400 с.
6. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века : учеб. – М. : Высшая школа; Изд. центр Академия, 1999. – С.8, 204, 225-227, 242, 249-252, 258, 271, 294, 30, 334, 372.
7. Аникин, A.A. Жизнь во времени : историческое время в русской классике / A.A. Аникин : [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ rus/philology/25 8/421/7249/
8. Биография - Зинаида Гиппиус : [электронный ресурс]. - Режим доступа:
gippius.com/about/osmakova-edinstvennost-gippius.html
9. Гиппиус, Зинаида Николаевна - Википедия: [электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Гиппиус,_Зинаида_Николаевна