Аполлон Николаевич Майков

1821-1897гг
190 лет со дня рождения

русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853г.)

maikov2Аполлон Майков родился в Москве 4 июня 1821 года, в родовитой дворянской семье. У Аполлона Николаевича было три брата. История семьи Майковых связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Дед поэта Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще. Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Мать - Евгения Петровна - писательница. Братья Аполлона Майкова - люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир - издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.
Детские годы поэта прошли в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры, но дальнейшая его судьба связана с Петербургом, куда семья переселилась в 1834 году.

Первоначальное образование Майков и его брат Валерий получили дома, в основном под руководством друга их отца литератора – В.А.Солоницына. Историю словесности братьям преподавал тогда еще мало кому известный писатель И.А.Гончаров, вспоминавший позднее, что дом Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств».

Майковы вместе с членами их домашнего кружка В.Г. Бенедиктовым, И.А.Гончаровым, П.П.Свиньиным и др., выпускали рукописный журнал «Подснежники» и альманах «Лунные ночи», куда включались первые опыты юного Аполлона. В те годы он под влиянием отца увлекался живописью, а под воздействием матери - пробовал силы в поэзии.

В 1837 году Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, но литературных занятий не оставлял. Не раскрывая своего авторства, напечатал несколько стихотворений «Одесский альманах на 1840 год», «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». Теперь его поэтические занятия поощрялись уже не только друзьями дома - на Майкова обратили внимание университетские профессора.

В 1841 году, окончив университет, Майков получает от Николая I пособие для путешествия за границу. Большую часть времени он провел в Италии, занимаясь поэзией и живописью, побывал в Париже, где слушал лекции по изобразительному искусству и литературе, посетил Дрезден и Прагу. Впечатления от Италии нашли отражение в сборнике собрания стихотворений Майкова «Очерки Рима».

О! как легко! как грудь свободно дышит!
Широкий горизонт расширил душу мне...
Мой конь устал... Мысль бродит в тишине,
Земля горит, и небо зноем пышет...

Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков получил место в Румянцевском музее. В эти годы сблизился с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, посещал «пятницы» М.Петрашевского, поддерживал близкое знакомство с Ф.Достоевским и А.Плещеевым. Так, по его собственным словам, когда в обществе заговорили о насильственном упразднении крепостничества, то Майкову показалось, что вместе с гибелью дворянского сословия исчезнет и созданная им великая культура - искусства, науки, образования. Известно, что он отговаривал Достоевского от участия в особой группе петрашевцев, которая намеревалась организовать подпольную типографию с целью печатания и распространения книг и даже журналов. «Какие мы политические деятели? - вопрошал Майков. - Мы поэты, художники, не практики, и без гроша. Разве мы годимся в революционеры!»
Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845г.), «Машенька» и «Барышня» (1846г.), содержат гражданские мотивы.

В начале следующего десятилетия в судьбе Майкова произошли важные перемены. Он создал произведения на социальную тему: идиллия «Дурочка», цикл «Житейские думы», стихи политического характера. Одновременно Майков писал и стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как «Камеи» и «Фантазии».

С 1852 года Майков занял место цензора в комитете иностранной цензуры, а затем стал председателем этого Комитета, сменив на этом посту Федора Ивановича Тютчева, и с тех пор в течение сорока с лишним лет служил в этом ведомстве.

Эта работа не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как В.Ф.Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками. «Знакомство с Тютчевым, - пишет он, - скрепленное пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем и сообщило тот устой мысли, на коем теперь стою и на коем воспитываю свое семейство».

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

В конце 1850 года появились циклы «Дома», «На воле», «Под дождем», «Весна», «Сенокос».

Сенокос
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

Весна
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России. В 1856 году поэт создает одно из самых известных стихотворений - «Осень»:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без борзых собак и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев. И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства...
Вскоре, в 1858 году, он отправился в морскую экспедицию, увидел Грецию и вновь побывал в Италии. За границей Майков не перестает размышлять о Родине, о себе и приходит к заключению: «… есть что-то такое, отчего я принадлежу этому, а не другому месту, людям и нравам, хотя бы эти места, люди и нравы были гадки».

В результате изучения культуры и истории Греции появились «Новогреческие песни», «Ласточка примчалась», «Колыбельная песня» и др. Одним из самых известных его стихов является «Колыбельная…».

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»

Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А.Чесноков, А.Аренский, В.Ребиков, П.Чайковский.

В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории.

Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал один из лучших переводов «Слова о полку Игореве».

Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
И воспеть их, как поется ныне,
Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел ширял под облаками!
Как воспомнит брани стародавни,
Да на стаю лебедей и пустит
Десять быстрых соколов вдогонку;
И какую первую настигнет,
Для него и песню пой та лебедь, -
Песню пой о старом Ярославе ль,
О Мстиславе ль, что в бою зарезал,
Поборов, касожского Редйдю,
Аль о славном о Романе Красном...

По мотивам истории Древнего Рима он написал философско-лирическую драму «Два мира», удостоенную Академией наук Пушкинской премии в 1882 году. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества.

В 1880 годы Аполлон Николаевич создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение - отличительная особенность русского человека: «Близится вечная ночь….», «Оставь, оставь!..» и др.

Близится Вечная Ночь... В страхе дрогнуло сердце -
Пристальней стал я глядеть в тот ужасающий мрак...
Вдруг в нем звезда проглянула, за нею другая, и третья,
И наконец засиял звездами весь небосклон.
Новая в каждой из них мне краса открывалась всечасно,
Глубже мне в душу они, глубже я в них проникал...
В каждой сказалося слово свое, и на каждое слово,
С радостью чувствовал я, отклик в душе моей есть;
Все говорили, что где-то за ними есть Вечное Солнце,
Солнце, которого свет - блеск и красу им дает...
О, как ты бледно пред Ним, юных дней моих солнце!
Как он ничтожен и пуст, гимн, что мы пели тебе!

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, выступал и Майков, он читал свои известные стихотворения. Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 20 марта 1897 года.

Лучше всех о творчестве Аполлона Майкова сказал один из его современников сразу после смерти поэта: «Его стихи всегда будут звучать как могучий, стройный и весьма сложный заключительный аккорд пушкинского периода русской поэзии». И с этим утверждением трудно не согласиться.

Мережковский в своей книге «Вечные спутники» писал о том, что Майков Аполлон - поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

Избранные произведения:

- «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842г.)
- Поэма «Две судьбы» (1845г.)
- Поэма «Машенька» (1846г.)
- Поэма «Савонарола» (1851г.)
- Поэма «Клермонтский собор» (1853г.)
- Цикл стихов «В антологическом роде»
- Цикл стихов «Века и народы» (1854-1888гг.)
- Цикл стихов «Вечные вопросы»
- Цикл стихов «Неаполитанский альбом»
- Цикл стихов «Новогреческие песни» (1858-1872гг.)
- Цикл стихов «Отзывы истории»
- Цикл стихов «Очерки Рима»
- Драма «Два мира» (1872г.)
- Драма «Три смерти» (1851г.)
- Драма «Смерть Люция» (1863г.)
- Полное собрание сочинений (1893г.)

Библиография
Библиографический список произведений А.Н. Майкова

1. Майков, А.Н. Сочинения в 2 т. / А.Н. Майков. - М. : Правда, 1984. - (Б-ка «Огонек» Отечественная Классика).
2. Майков, А.Н. Стихотворения / А.Н.Майков. - М. : Советская Россия, 1980. – 224 с. : 1 л. порт.

Библиографический список литературы о А.Н. Майкове

1. Русские писатели : биобиблиографический словарь / под ред. П.А. Николаева. – М. : Просвещение, 1990. - С. 3-5.
2. Майков Аполлон Николаевич – биография : биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа : stihi- xix--vekov. ru›biografia21.html.
3. Майков Аполлон Николаевич : биография, творчество [Электронный ресурс]. – Режим доступа : fb.ru› article/231754…apollon-maykov-biografiya…
4. Майков Аполлон Николаевич. Русский писатель : биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа : roslit.com›author/Maykov.