Георгий Георгиевич Степанов

(1910-1987гг.)
105 лет со дня рождения

кубанский писатель

stepanov2Родился 2 мая 1910 года в учительской семье, в станице Ильской Краснодарского края, но детство его прошло в станице Медведовской, в которой его отец заведовал школой. Там в юные годы он стал свидетелем драматических событий Гражданской войны. Это во многом и предопределило его творческую судьбу.

За весь пятидесятилетний творческий путь Гражданская война стала его главной темой. Но мало кому известно, что Георгий Степанов еще в пору отроческих лет подолгу жил в Новороссийске и уже тогда полюбил Новороссийский порт, корабли у причалов, несокрушимый, как крепостной вал, мол, могучее дыхание Черного моря. В лето 1918 года он видел крейсеры, броненосцы, дредноуты, канонерские лодки, миноносцы Черноморской эскадры, пришедшие из Севастополя на защиту Советов тогдашней Кубано-Черноморской республики.

Вот почему он так верно воспроизвел события тех далеких лет в своем большом эпическом произведении - романе «Закат в крови», в котором фигурирует и Новороссийск. Город становится своеобразным героем этого исторического романа. Мы видим, каким он был в 1918 году. А затем события 1919 года, связанные с решающими баталиями Гражданской войны, бурно разыгравшейся в России, в частности на Кубани, на всем протяжении Черноморского побережья, от Новороссийска до Адлера и границ Грузии.

В ряде этюдов к большому историческому полотну о гражданской войне на Северном Кавказе Степанов ярко и со многими впечатляющими деталями выписал не только гибель Черноморской эскадры. Он изобразил все, что происходило в Новороссийске в феврале 1920 года, нещадно пронизываемом стужей ледяных норд-остов. Толпы гражданских беженцев, бывших чиновных лиц старого режима создавали несусветную толчею, смешиваясь с солдатами и казаками деникинской армии.

Георгий Степанов в 1926 году окончил 9-летнюю школу с педагогическим уклоном и по путевке Наркомпроса РСФСР был направлен на педагогическую работу в Амурскую область.

В 1927 году слушал зажигательные лекции-выступления А.Луначарского во время его приезда в Краснодар вместе с Н.Крупской. Общался с М.Пришвиным, А.Толстым, А.Серафимовичем, А.Новиковым-Прибоем.

Было еще одно обстоятельство, повлиявшее на судьбу писателя, ранившее его душу на всю жизнь. Отец его поехал учительствовать на Дальний Восток. В 1929 году его мать оставила Краснодар, решив ехать к отцу, и вместе с юным Георгием заехала к своей сестре в Пятигорск. Это было время коллективизации, сопровождаемое множеством беглецов от нее. Юного Степанова арестовали, заподозрив его, что он скрывается от коллективизации.

Многие месяцы, почти год, просидел он в тюрьме. И эти кошмарные месяцы он вспоминал в своей биографии.

Спустя три года, он поступает в Ленинградский педагогический институт им.Герцена. С 1933 по 1935 годы работает в с. Ивне Белгородской области и в Курске директором средней школы. В 1940-е годы издается первая книга «Рассказы о животных».

Во время Великой Отечественной войны работал в центральном лекционном бюро РСФСР, выступал в боевых частях действующей армии. В 1943 году приехав в Новороссийск, увидел, что город и цементные заводы, порт и элеватор, как и железнодорожные пакгаузы, лежали в развалинах, уцелевшие стены их зияли пробоинами от снарядов и авиабомб. И тогда литератор еще раз убедился в сходстве судеб бывшего Царицына и Новороссийска. Об этом он написал ряд очерков о городе, ему близком с отроческих лет. Так что Степанов и как летописец в своем творчестве отдал дань Новороссийску.

В то время, когда рушились, сбрасывались с «корабля современности» незыблемые духовные ценности, Г.Степанов отстаивал русскую литературу и оставался верен ей до конца. Это и предопределило то, что его творческий путь оказался тернистым. Вовсе не случайно, что одной из самых его популярных книг, стала книга «День из жизни писателя» (1956г.), где запечатлены портреты Радищева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Белинского, Чернышевского, Островского, Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Горького, Есенина, Блока, Маяковского. Впервые вышедшая в тогдашнем Горьком, она выдержала много изданий и была рекомендована в качестве пособия для учащихся. Будь теперь переизданной, книга стала бы незаменимым подспорьем учителям-словесникам, студентам, школьникам.

Спустя пять лет вышел роман «На заре туманной юности», воссоздающий обстановку станицы Медведовской, образы сверстников, жизнь Краснодара первых лет советской власти. Некоторые критики считали «одним из лучших произведений, написанных на Кубани и о Кубани».

Большое влияние на Степанова оказали знакомство и общение с С.Сергеевым-Ценским. Переписка, встречи послужили основой для нескольких книг о жизни и творчестве писателя, над которыми он работал 15 лет. Первая книга «Письма и встречи» вышла в свет в 1963 году, вторая - «Дорогой длинною» в 1978 году. В 1973 году издана книга «Незабываемое», рассказывающая о личных встречах с художником М.Грековым, писателями А.Серафимовичем, М.Пришвиным, А.Толстым, Н.Новиковым, В.Маяковским, А.Гайдаром, А.Новиковым-Прибоем и другими.

Более двадцати лет он работал над историческим романом «Закат в крови», разыскивая в архивах новые, еще не использованные историками литературные документы, посвященные событиям Гражданской войны на Юге России.

Роман, выпущенный в 1985 году, был напечатан в сокращенном виде. Лишь после смерти автора вышел в полном объеме в издательстве «Советский писатель» (1989г.). Но и более чем через двадцать лет после кончины писателя роман «Закат в крови» на Кубани так и не вышел. В 1991 году в Краснодарском книжном издательстве он уже был подготовлен к печати. Но тут в стране началась очередная – на сей раз рыночная – революция. В издательстве между тем неким таинственным образом пропал и сам роман…

Рано покинувший малую Родину, Георгий Степанов всю жизнь возвращался на Кубань. В конце концов, он вернулся в родную станицу на все времена, как думал и как завещал. И похоронен на кладбище станицы Медведовской в 1987 году.

Как писатель, он представляется нам теперь человеком большой творческой энергии.

Он был одним из немногих писателей той поры, соединявших русскую литературу XIX века и новую литературу жестокого ХХ века, отстаивающих творческую преемственность, без которой развитие литературной традиции немыслимо.

Библиография
Библиографический список произведений Г.Г.Степанова

1. Степанов, Г. День из жизни писателя : рассказы / Г.Степанов. - М. : Советская Россия, 1987. – 253с.
2. Степанов, Г.Г. Дорогой длинною : [худож. биогр. повествование о С.Н.Сергееве-Ценском] / Г.Степанов. – Краснодар : Кн. изд-во, 1985. – 416с.
3. Степанов, Г.Г. Закат в крови : роман / Г.Степанов. – М. : Воениздат, 1985. – 479с.
4. Степанов, Г.Г. На заре туманной юности : роман / Г.Степанов. – Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1961 . – 354 с.

Библиографический список литературы о Г.Г.Степанове

1. Кинелев, Г. Служение отечественной классике : штрихи к творч. портрету Г. Степанова / Г.Кинелев // Кубань (Альманах). - 1976. - №10. - С. 107-109.
2. Писатели Кубани : библиографический справочник. – Краснодар: Кн. изд-во, 1980. – С. 138-141.
3. Ткаченко, П. Век Георгия Степанова : [о кубанском писателе Г.Степанове] // Литературная газета. - 2010. - №12.
4. Чучмай, Г. Автор нестареющих книг : к 75-летию со дня рождения Г.Г.Степанова / Г.Чучмай // Новороссийский рабочий. – 1985. – 30 апр.- С. 4.