Александр Трифонович Твардовский

(1910-1971гг.)
105 лет со дня рождения

русский писатель, поэт

tvardovski2Родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. Отец Трифон Гордеевич – был грамотным и начитанным человеком, замечательным мастером кузнечного дела. Мать Мария Митрофановна была всегда очень впечатлительна и чутка, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена и т.п.

Клочок земли, приобретенный отцом, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку представлял собой - десять с небольшим десятин, и вся заросшая лозняком, ельником, березкой, земля была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата, земля была дорога до святости. Местность эта была довольно дикая, и отец, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. В жизни семьи Твардовских, бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно.

Так, как отец был начитанным, книга не являлась редкостью в домашнем обиходе. Целые зимние вечера отдавались чтению вслух какой-либо книги: «Полтава» и «Дубровский» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова.

Стихи писать, Твардовский начал до овладения первоначальной грамотой и первое стихотворение, обличающее сверстников, разорителей птичьих гнезд, пытался записать еще, не зная всех букв алфавита, и не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда – ничего от стиха, но было страстное чувство, сопутствующее ко всякому новому замыслу. «Что стихи можно писать самому, - вспоминал Твардовский, - я понял, когда у нас гостивший в голодное время летом дальний родственник, как, то прочел стихи собственного сочинения «Осень»: «Листья давно облетели, И голые сучья торчат….». Строки эти, помню, потрясли меня тогда своей выразительностью, и с того времени я и пишу».

По разному благосклонно и по разному с тревогой отнеслись родители к тому, что Твардовский начал сочинять стихи. Отцу было лестно, а мать чувствовала некую печальную предназначенность и жалела сына.

С 1924 года Твардовский посылает небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал он о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей. Изредка заметки печатались. Потом отважился и послал стихи. В газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось первое стихотворение Твардовского «Новая изба». После этого, собрав с десяток стихотворений, Александр Трифонович отправился в Смоленск к М.В.Исаковскому. Именно его непосредственное влияние было благотворным для поэта.

В начале 1926 года, он снова опубликовал свои стихи в газете «Рабочий путь». Художник И.Фомичев нарисовал карандашный портрет «селькора Александра Твардовского», который был напечатан на газетной странице с его стихами.

В апреле 1927 года смоленская газета «Юный товарищ» поместила заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его стихов и фотографией - все это было объединено общим заголовком «Творческий путь Александра Твардовского». На тот момент Александру Твардовскому было всего 17 лет. По свидетельству Исаковского, «это был стройный юноша с очень голубыми глазами и светло-русыми волосами. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Шапку он держал в руках».

Твардовский переселился в Смоленск, но в редакции «Рабочего пути» никакой штатной должности для Твардовского не нашлось, и ему предложили писать заметки в хронику, что не гарантировало постоянного заработка. Твардовский согласился, хотя прекрасно понимал, что обрекает себя на полуголодное существование. Летом 1929 года, когда многие сотрудники «Рабочего пути» ушли в отпуск, Твардовского загрузили работой, посылая его с корреспондентскими заданиями в районы. Прибавились заработки, расширился круг его знакомств, в том числе - и литературных. Поэт осмелился послать свои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь», где Михаилу Светлову понравились стихотворения молодого поэта, и он напечатал их в журнале «Октябрь».

После этого события, смоленские горизонты стали казаться Твардовскому слишком узкими, и он переехал в столицу. Но получилось примерно, то, же самое, что и со Смоленском: «Меня изредка печатали, - вспоминал Твардовский, - кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я не намного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня всё заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск». После возвращения в Смоленск Александр Твардовский поступил в педагогический институт. В течение первого года обучения в институте он обязался сдать экзамены за среднюю школу по всем предметам и успешно с этим справился. «Эти годы учебы и работы в Смоленске - писал впоследствии Твардовский, - навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом... Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни, писал статьи, корреспонденции и вел всякие записи, за каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном процессе становления колхозной жизни».

Начиная с 1929 года, Твардовский стал писать по-новому, добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявление чувства». Поэзия немедленно отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях («Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими произведениями стали появляться и такие, например, строчки:

И сюда
Ребят больших и малых
Соберётся школьный коллектив.

Впоследствии Твардовский понял, что выбрал ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорными интонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общем, сливалось в серость, безобразность... в дальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютной антихудожественности». Поэту пришлось пройти долгий и трудный путь поисков, прежде чем он окончательно разуверился в жизненности полупрозаического стиха. Целое десятилетие он бился над решением мучительной задачи - «найти себя в себе самом».

Твардовский прошел в молодости тернистый путь ученичества, подражания, временных успехов и горьких разочарований вплоть до отвращения к своим собственным писаниям, безрадостного и унизительного хождения по редакциям. Неудовлетворенность собой сказалась и на обучении в педагогическом институте, который он бросил на третьем курсе, и доучивался в Московском институте истории, философии и литературы, куда поступил осенью 1936 года.
Произведения Твардовского печатались в период с 1931-го по 1933-й годы, но сам он считал, что только после написания им поэмы о коллективизации «Страна Муравия» в 1936 году, он состоялся как литератор. Эта поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он окончательно переехал в Москву, в 1939 году окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника».

В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты.

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В.Лакшину он рассказал: «В 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения».

Весной 1942 года Твардовский вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С.Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда».

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945гг.). Главный герой этой книги – народ на войне. В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации, а главное не показной патриотизм, составляющий духовный стержень его личности.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Но еще не знал я, право,
Что с печатного столбца
Всем придешься ты по нраву,
А иным войдешь в сердца.

«Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная даль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!

Твардовский писал в автобиографии: «Эта книга была моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Со своим счастливо найденным героем А.Т.Твардовский прошагал по огненным дорогам Великой Отечественной, а впоследствии вернул его к жизни и в мирное время, создав поэму «Теркин на том свете» (1954-1963гг.). Где создан своеобразный гротескный образ «потустороннего мира», представлены, по словам автора, «...в сатирических красках те черты нашей действительности - косность, бюрократизм, формализм, - которые мешают нашему продвижению вперёд...».

В послевоенной поэме «Дом у дороги» (1946г.) с огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию. «Счастье – не в забвенье!» - таков основной мотив этой поэмы и многих лирических стихотворений послевоенных лет, посвященных памяти всех участников военных событий «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Жестокая память» и другие.

Проходили годы, война отодвигалась все дальше в прошлое, но боль от ощущения потерь у Твардовского не уходила. Чем лучше становилась жизнь, тем острее он чувствовал необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей жизнью. Знаменательные даты и события нередко служили Твардовскому поводом для того, чтобы лишний раз заставить читателя вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего, народа. В 1957 году страна праздновала сорокалетие революции, и среди многих произведений, написанных к юбилею, было стихотворение Твардовского «Та кровь, что пролита недаром».

Стучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.
Чтоб нам, внимая славословью,
И в праздник нынешних побед
Не забывать, что этой кровью
Дымится наш вчерашний след.

Твардовский многие годы был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Он дважды становился главным редактором «Нового мира», но именно во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», и органом легальной оппозиции советской власти.

В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, и часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. В этот период жизни рядом с поэтом были его самые близкие люди – жена Мария Илларионовна и дочери Валентина и Ольга. Со своей женой Марией Илларионовной Александр Твардовский прожил более 40 лет. Она стала для него не только женой, но и истинным другом и соратником, посвятившим ему всю свою жизнь. Мария Илларионовна по много раз перепечатывала его произведения, ходила по редакциям, поддерживала в минуты отчаяния и депрессий.

Александр Твардовский умер после продолжительной болезни 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Многие люди, близко знавшие Александра Твардовского, отмечали его необычайную жажду справедливости. Искренне веря в коммунистическую идею, он часто поступал вопреки установленной партии линии. Он отказался подписать письмо в поддержку ввода войск в Чехословакию, и открыто его осуждал.
Только благодаря Александру Твардовскому в журнале «Новый Мир» была напечатана повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Александр Дементьев пытался его отговорить: «Если мы с тобой эту вещь напечатаем, то журнал мы потеряем». На что Твардовский ответил: «Если я не могу напечатать это, зачем мне тогда журнал?».

Генерал армии А.Горбатов в своих воспоминаниях о Твардовском написал, что он считает его «...самым настоящим героем... Как коммунист, как человек, как поэт он брал все на себя и бесстрашно отвечал за свои честные партийные взгляды».

В одном из стихотворений, написанном уже на шестидесятом году жизни и опубликованном посмертно, Твардовский прощался с жизнью:

Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
И труд свой пристально любя, -
Он всех основ основа, -
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.
Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить,
Но каждый час
Готовым быть к отлёту.
И не терзаться - ах да ох -
Что, близкий или дальний, -
Он всё равно тебя врасплох
Застигнет, час летальный.
Аминь! Спокойно ставь печать,
Той вопреки оглядке:
Уж если в ней одной печаль, -
Так, значит, всё в порядке.

Награды и премии:

- Сталинская премия второй степени (1941г.) - за поэму «Страна Муравия» (1936г.);
- Сталинская премия первой степени (1946г.) - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945гг.);
- Сталинская премия второй степени (1947г.) - за поэму «Дом у дороги» (1946г.);
- Ленинская премия (1961г.) - за поэму «За далью - даль» (1953-1960гг.);
- Государственная премия СССР (1971г.) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967г.);
- Три ордена Ленина (1939г., 1960г., 1967г.);
- Орден Трудового Красного Знамени (1970г.);
- Орден Отечественной войны I степени (1945г.);
- Орден Отечественной войны II степени (1944г.);
- Орден Красной Звезды (1940г.) - за участие в войне с белофиннами.

Библиографический список произведений А.Т.Твардовского

1. Твардовский, А.Т. Собрание сочинений : в 6 т. / А.Т.Твардовский. – М. : Худож. литература, 1980.
2. Твардовский, А.Т. Избранные сочинения / А.Т.Твардовский. – М.: Худож. литература,1981. - 671с. : ил.
3. Твардовский, А.Т. Василий Теркин : книга про бойца / А.Т.Твардовский. - Молодая гвардия, 1990. - 254с.
4. Твардовский, А.Т. Дом у дороги : лир. хроника / А.Т.Твардовский. - М. : Худож. литература,1985. - 94с. : ил.
5. Твардовский, А.Т. О сущем : избр. лирика, баллады / А.Т.Твардовский. - М. : Сов. Россия, 1989. - 208с.
6. Твардовский, А.Т. Стихотворения / А.Т.Твардовский. - М. : Худож. литература,1989. - 396с. : ил.
7. Твардовский, А.Т. Страна Муравия / А.Т.Твардовский. – М. : Сов. Россия, 1988. – 126с.
8. Твардовский, А.Т. Я начал песню… : стихотворения и поэма / А.Т.Твардовский. - М. : Мол. гвардия, 1987. – 174с. : ил.

Библиографический список литературы о А.Т.Твардовском

1. Твардовский А.Т. Письма о литературе 1930-1970 / сост. М.И.Твардовская. - М. : Сов. писатель, 1985. – 511с.
2. Акаткин, В.М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние : статьи / В.Акаткин. - Воронеж, 2006. - 258с.
3. Кондратович, А.И. «Ровесник любому поколению» : [А.Т.Твардовский, о нем] / А.И.Кондратович. - М. : Худож. литература,1984. - 383с.
4. Лакшин, В.Я. Твардовский в «Новом мире» / В.Лакшин. – М. : Правда, 1989. - 45с.
5. Лукьянченко, О.А. Русские писатели : библиографический словарь-справочник для школьников / О.А. Лукьянченко. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 373-384.